Ваш браузер устарел.
Установите любой из современныx браузеров:
Комплексные юридические услуги
Установление количества лиц, фактически проживающих в жилом помещении

Установление количества лиц, фактически проживающих в жилом помещении

15.11.2016

Установление количества лиц, фактически проживающих в жилом помещении. Позиция Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации.

Окажем профессиональную помощь в любой ситуации, обращайтесь +7 (343) 222-10-20

Оказывая коммунальные услуги  обслуживающей организации, зачастую приходится в судебном порядке взыскивать плату с потребителей таких услуг. В судебном процессе возникает необходимость доказать объем оказанных услуг. Как правило, в такой ситуации достаточно указать на соответствие размера тарифов, по которым производился расчет оплаты, тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией, а так же подтвердить показания счетчиков актами осмотров. Но иногда возникает ситуация, когда квартире фактически проживает больше лиц, чем официально зарегистрировано. В такой ситуации, в судебном процессе может быть предъявлен акт установления количества лиц  фактически проживающих в жилом помещении.  Данный документ не имеет типовой формы и может быть воспринят судом не однозначно. Министерство строительства в письме от 10 ноября 2016 г. N 37404-АТ/04 разъяснило, каким образом следует устанавливать количество постоянно проживающих лиц в жилом помещении для расчета потребления коммунальных услуг. 
 
Если в жилом помещении не установлены приборы учета потребления коммунальных услуг (ГВС, ХВС, электроснабжение, газоснабжение), размер ежемесячной оплаты, определятся исходя из установленных тарифов, умноженных на количество проживающих в помещении лиц. Однако расчет с поставщиком ресурсов происходит по показаниям общедомовых приборов учета. Таким образом, у управляющей организации могут возникнуть убытки, ввиду разницы между оплатами жильцов и расходами перед поставщиками. Как правило, это возникает, потому что в квартирах, не оборудованных приборами учета, фактически проживает больше лиц, чем официально зарегистрировано.

Действуя в рамках пункта 56(1)  «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, управляющая организация составляет акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.

Требования к такому акту следующие:

«В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю)»

Так же в Правилах указано, что в течение трех дней после составления акт направляется в орган внутренних дел,  уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
На практике, при составлении, акта возникают различные конфликтные ситуации, которые заканчиваются тем, что акт потребителем не подписывается, а информация в акте о данных незарегистрированных лицах не позволяет установить личность жильца. Тем не менее, составив такой акт и соблюдя формальные правила о подписантах акта, управляющая компания начинает производить начисления по тарифам, исходя из количества установленных лиц. В некоторых случаях управляющая компания даже осуществляет перерасчет, указав в акте, что незарегистрированные лица проживали в помещении ранее составления акта. Если акт потребителем не подписан, то такой перерасчет не может быть признан судом законным, так как неясно как была установлена дата начала проживания, незарегистрированных лиц.
Но даже без перерасчета за более ранний период, доказать в суде фактическое проживание достаточно проблематично. Жильцы вправе не предъявлять комиссии, составляющей акт, документы, удостоверяющие личность, могут вообще не сообщить о себе достоверную информацию. А указанные в акте: «несовершеннолетний ребенок», «родственник собственника» и иные обезличенные обозначения фактически проживающих лиц как доказательство  суд не устроят. При таких неточностях, суд, как правило, встает на сторону потребителя, который отрицает факт проживания незарегистрированных лиц.
Позиция Министерства строительства РФ по данной проблематике следующая. Сам по себе акт установления количества фактически проживающих лиц не является основанием, для применения такого количества лиц, при расчете платы за коммунальные услуги. Основанием является совокупность акта и протокола об административном правонарушении, составленном органом, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.   Применение в расчетах платы за коммунальные услуги акта, составленного исполнителем коммунальных услуг, в отсутствие составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, недопустимо.

Безусловно, данный порядок позволит исключить неточности в акте, так как правоохранительный орган в силу своих полномочий вправе затребовать документы, удостоверяющие личность, а так же письменные объяснения. Однако такой порядок ставит управляющую организацию в зависимость от действий правоохранительного органа. Будет ли своевременно проведена проверка? Что именно будет содержаться в протоколе,  как это будет соотноситься с актом?  Однозначно можно сделать следующий вывод: представитель управляющей организации должен участвовать в проверке, проводимой правоохранительным органом, для того что бы  протокол содержал достаточно информации и не расходился по содержанию с актом.
Представляется, что для осуществления расчета по новому количеству проживающих лиц, не обязательно должно состояться привлечение к административной ответственности, так как в «жилищно-регистрационных» статьях КоАП РФ 19.15.1. и 19.15.2 предусмотрены основания освобождения от ответственности (проживание в том же субъекте, где осуществлена регистрация, проживание в квартире супруга и иные), однако сам факт проживания незарегистрированных лиц всё равно должен быть отражен в протоколе. 
 
Юрисконсульт ГК АВАЛЬ
Карпенков К.А.  
   

Актуальность информации уточняйте у специалистов ГК АВАЛЬ по телефону (343) 222-10-20

Задать вопрос
Ответим в ближайшее время
Или напишете нам на почту:
Запрос консультации
Ответим в ближайшее время
Или напишете нам на почту:
Связаться с:
Отвечу в ближайшее время
Спасибо за заказ!
Дарим 10% скидку
всем новым клиентам
Первичная консультация абсолютно бесплатно!
woman
Группа компаний «АВАЛЬ»
ул. Степана Разина, д. 128 620130 Екатеринбург,,
+7 343 222-10-20, +7 343 222-10-30, aval@ua-aval.ru
Упс!.. Интернет пропал!