28 января 2011 года состоится очередное заседание Государственной Думы Федерального Собрания РФ законопроекта № 305620-5

17.01.2011

Напомним, что 25.12.2009 года в Государственную Думу был внесён проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности", которым предусматривалась отмена лицензирования видов работ и услуг в области пожарной безопасности и создание обязательных саморегулируемых организаций в данной сфере. С тех пор законопроект изменил своё наименование и неоднократно редактировался.

Каковы предпосылки появления данного законопроекта на свет?

Как указано в пояснительной записке к законопроекту необходимость введения института саморегулирования в противопожарной отрасли обусловлена в первую очередь прямой зависимостью жизни людей от качества работ (услуг) в области пожарной безопасности.


Стоимость работ на  проектирование и строительство в области безопасности во многих развитых странах мира достигает до 15% от общей стоимости строительства. У нас в стране этот показатель гораздо ниже, но тем не менее  услуги в области пожарной безопасности, особенно в последние годы, занимают все более приоритетное положение при функционировании любого здания или сооружения. Особое значение имеет уровень противопожарной защиты для зданий высотой более 50 метров, подземных сооружений, зданий с массовым пребыванием людей. Для данной категории строений практически от состояния систем автоматической пожарной защиты зависит безопасность людей. Естественно, от качества смонтированного противопожарного оборудования и используемых  материалов, уровня выполнения проектных и монтажных работ  непосредственно зависит  защищенность людей и имущества в случае чрезвычайной ситуации, прежде всего связанной с пожаром. Поэтому необходимо достаточно жестко регулировать качество произведенной пожарно-технической продукции и выполнения работ в области пожарной безопасности. Эта задача  реально решается через систему саморегулируемых организаций.


Также важным аргументом введения системы саморегулирования в области пожарной безопасности является более строгий, одновременно открытый контроль за деятельностью предприятий, являющихся членами СРО. На рынке противопожарных  услуг, как и в любой отрасли,  существуют организации, работающие на низком профессиональном уровне, со слабой профессиональной подготовкой сотрудников. В работе используется не профессиональное оснащение, допускаются случаи неправильного монтажа, установка оборудования с отступлениями от проекта, нарушаются сроки гарантийного обслуживания. Система планирования и контроля производства на ряде предприятий находится на крайне низком организационном и практическом уровне.

Законопроект вносит изменения в следующие федеральные законы:

  • "О пожарной безопасности";
  • "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Основные положения законопроекта.

Саморегулируемые организации в области противопожарной безопасности могут быть следующих видов:

  • саморегулируемые организации в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты;
  • саморегулируемые организации в области экспертизы и оценки пожарного риска;
  • саморегулируемые организации в области производства пожарно-технической продукции.

Саморегулируемые организации в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты объединяют юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих монтаж,  техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты и выполняющих огнезащитные и трубо-печные работы.

Саморегулируемые организации в области экспертизы и оценки пожарного риска объединяют физических лиц, осуществляющих проведение научно-технического консультирования и экспертизы специальных технических условий на проектирование и строительство, проектной документации и объектов защиты в целях определения соответствия их требованиям пожарной безопасности, проектных работ, независимой оценки пожарного риска, расчетов по оценке пожарного риска.

Для включения некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности, такая некоммерческая организация должна соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", разработать и принять необходимые документы, а также соответствовать следующим дополнительным повышенным требованиям:

  • для саморегулируемых организаций в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты - объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее пятидесяти юридических лиц, соответствующих требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к членству в такой саморегулируемой организации, наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации, а также наличие у каждого члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности, размер страховой суммы по которому не может быть менее чем пятьсот тысяч рублей;
  • для саморегулируемых организаций в области экспертизы и оценки пожарного риска - объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее ста пятидесяти физических лиц, соответствующих требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к членству в такой саморегулируемой организации, наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем двадцать пять тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации, а также наличие у каждого члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности, размер страховой суммы  по которому не может быть менее чем сто тысяч рублей;
  • для саморегулируемых организаций в области производства пожарно-технической продукции - объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем сто тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации, а также наличие у каждого члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности, размер страховой суммы по которому не может быть менее чем семьсот пятьдесят тысяч рублей.

Законопроект содержит также перечень документов, которыми должна располагать каждая саморегулируемая организация в области пожарной безопасности и требования к ним, а также иные положения, связанные с членством в СРО. Рассмотрим наиболее подробно требования, которые будут предъявляться к лицам, желающим вступить в СРО в области пожарной безопасности.

Требования к юридическим лицам и ИП при приёме в членство СРО в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты:

  • наличие у всех работников, состоящих в штате юридического лица и непосредственно участвующих в выполнении работ или оказании услуг в области пожарной безопасности, соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки), не менее пятидесяти процентов работников должны иметь стаж работы в области пожарной безопасности не менее трех лет;
  • наличие обеспечения имущественной ответственности члена саморегулируемой организации в порядке и размерах, установленных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и внутренними документами саморегулируемой организации, включая наличие договора страхования ответственности в связи с осуществлением деятельности в области пожарной безопасности и взноса в компенсационный  фонд саморегулируемой организации.

Требования к физическим лицам при приёме в членство СРО в области экспертизы и оценки пожарного риска:

  • наличие среднего профессионального и (или) высшего профессионального образования в области пожарной безопасности;
  •  наличие не менее чем пятилетнего стажа практической работы в области обеспечения пожарной безопасности;
  •  отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления;
  • наличие обеспечения имущественной ответственности члена саморегулируемой организации в порядке и размерах, установленных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и внутренними документами саморегулируемой организации, включая наличие договора страхования ответственности в связи с осуществлением деятельности в области пожарной безопасности  и взноса в компенсационный  фонд саморегулируемой организации.

Требования к физическим лицам при приёме в членство СРО в области производства пожарно-технической продукции:

  • наличие у всех работников, состоящих в штате юридического лица и непосредственно участвующих в выполнении работ или оказании услуг в области пожарной безопасности, соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки), не менее пятидесяти процентов работников должны иметь стаж работы в области пожарной безопасности не менее трех лет;
  • наличие структуры и инструментариев для осуществления контроля соответствия обязательным требованиям к выпускаемой продукции.

За выполнение работ или оказание услуг в области пожарной безопасности юридическими и физическими лицами, не являющимися членами СРО в области пожарной безопасности лица понесут административное наказание в виде штрафа:

  • на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Норма, предусматривающая ответственность за данное правонарушение появится в части 5 ст. 14.1 КоАП РФ.

Вступление в силу законопроекта.
Изначально, принятие нового закона и вступление его в силу, планировалось не позднее 01.01.2011 года. Время шло, однако обещанного закона всё не было, что создавало волнение среди предпринимателей, ведь никто не мог пояснить, какими нормативно-правовыми актами будет регламентироваться деятельность в области пожарной безопасности, если 01.01.2011 года лицензирование отменят, а нового закона не примут.

В связи с данной неопределённостью нами было направлено обращение в Государственную Думу с просьбой дать ответ на вопрос: когда будет принят законопроект № 305620-5 и чем будет регламентироваться деятельность в области пожарной безопасности после 01.11.2011 года, если законопроект к этому моменту не примут?

Государственная Дума ФС РФ ответила кратким письмом от 22.12.2010 года за № 3.9-26/446, в котором пояснила: «что данный законопроект в настоящее время находится в стадии согласования с Правительством РФ и Администрацией Президента РФ. Рассмотрение законопроекта во втором чтении планируется в весеннюю сессию 2011 года».

В настоящее время  предполагаемая дата вступления законопроекта № 305620-5 в законную силу – 01 июля 2011 года.

Юрисконсульт
ООО Группа Компаний «АВАЛЬ»
Н.В. Лебеденко

За подробной консультацией обращайтесь к специалистам юридического агентства «АВАЛЬ».


Последние отзывы
×
Выберите Ваш регион:
Екатеринбург
Группа компаний «АВАЛЬ»
ул. Энгельса, д. 38 620026 Екатеринбург,,
+7 343 222-10-20, +7 343 222-10-30, aval@ua-aval.ru