НОВОСТИ

Федеральным законом, принятым 22.12.2010 года Государственной думой Федерального Собрания РФ в КоАП РФ внесены изменения

28.12.2010

22 декабря 2010 года Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (номер законопроекта - 408095-5).
 
Федеральный закон устанавливает административную ответственность должностных и юридических лиц за нарушение правовых норм, предусмотренных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ.
 
КоАП РФ дополнен следующими новыми статьями:
 
• 14.40 «Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности»,
• 14.41 «Нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности»,
• 14.42 «Нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности». 
При этом абзац первый части 1 статьи 3.5 «Административный штраф» КоАП РФ дополнен положением, согласно которому в случаях, предусмотренных статьями 14.40 и 14.42 Кодекса, административный штраф для юридических лиц устанавливается в размере, не превышающем пяти миллионов рублей.
 
Часть 1 ст. 14.40 КоАП РФ устанавливает ответственность за создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (а равно осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети) препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.311 настоящего Кодекса. Нарушение данного запрета влечет наложение административного штрафа - на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических  лиц  -   от двух миллионов до  пяти миллионов рублей.
 
Сам запрет на создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов предусмотрен пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 381-ФЗ.
 
Следует отметить, что в Федеральном законе "О защите конкуренции" (п. 8 ч. 1 ст. 10) также установлен запрет на создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов. При этом ответственность по данному пункту наступает по статье 14.32 КоАП РФ только при наличии соглашения между субъектами.
Часть 1 ст. 14.40 КоАП РФ в отличие от статьи 14.32 КоАП РФ будет применяться при отсутствии соглашения между вышеназванными в ней субъектами.
 
Часть 2 ст. 14.40 КоАП РФ устанавливает ответственность за навязывание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (а равно осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети) контрагенту условий, запрещенных федеральным  законом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.311 настоящего Кодекса. За нарушение – штраф на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц   -   от двух миллионов пятисот тысяч до  пяти миллионов рублей.
 
Условия, которые запрещено навязывать контрагенту, предусмотрены в п. 2 ч. 1 ст. 13 ФЗ  «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», среди которых условия:
а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;
б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
и другие условия.
 
Пунктом 3 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" также установлен запрет на навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Ответственность по данному пункту наступает также по статье 14.32 КоАП РФ - только при наличии соглашения между субъектами.
 
Для применения ч. 2 ст. 14.40 КоАП РФ наличие соглашения не потребуется.
 
Часть 3 ст. 14.40 КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление названными в данной статье субъектами оптовой торговли на основе  договора комиссии или смешанного договора, содержащего существенные условия договора комиссии. Нарушение данной нормы  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических    лиц - от одного миллиона пятисот тысяч до четырех миллионов пятисот тысяч рублей.
 
В соответствии со ст. 990 ГК РФ договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента; по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
 
Согласно примечанию к ст. 14.40 КоАП РФ административная   ответственность, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, устанавливается в зависимости от степени вины.
 
Частями 1 и 2 ст. 14.41 КоАП РФ предусмотрена ответственность за не предоставление информации запрашиваемой контрагентом:
 
• хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети:
- об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров,
- о существенных условиях такого договора;
• хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров:
- об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров,
- о существенных  условиях такого договора,
- о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров.
Согласно ст. 9 ФЗ  «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» доступ к указанной информации предоставляется путём:
• путем размещения информации на своём сайте в сети Интернет;
• путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.
 
За нарушение частей 1 и 2 ст. 14.41 КоАП РФ установлен одинаковый штраф: на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических  лиц -  от  трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
 
Статья 14.42 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленных Федеральным законом № 381-ФЗ требований к   условиям     заключения     договора  поставки продовольственных товаров при  осуществлении торговой деятельности. Сами требования содержатся в статье 9 ФЗ № 381-ФЗ.
 
Частью 1 ст. 14.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность за включение в цену договора поставки продовольственных товаров вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров в размере, превышающем 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров, либо выплата указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации.
 
Данный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530. К отдельным видам социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых не допускается включать в цену вознаграждение, данный перечень относит:
 
1. Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) со сроком годности менее 10 дней,
2. Молоко питьевое пастеризованное 2,5 - 3,2% жирности со сроком годности менее 10 дней,
3. Хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней,
4. Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней.
 
Частью 2 ст. 14.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность за включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за  исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий такого договора и (или) его изменение.
 
Частью 4 ст. 14.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность за установление в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные федеральным законом, а именно частью 7 ст. 9 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»:
1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее, чем сорок пять календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.
 
Как видим, предельные сроки оплаты поставок продовольственных товаров напрямую зависят от сроков годности этих товаров.
 
Несоответствие сроков, предусмотренных договором поставки, срокам, указанным в ч. 7 ст. 9 закона, влечёт недействительность таких условий, в соответствии со ст. 168 ГК РФ. При этом недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).
 
Частью 4 ст. 14.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность за установление запрета на перемену лиц в обязательстве по договору поставки продовольственных товаров путем уступки требования либо установление    гражданско-правовой  ответственности   за несоблюдение указанного запрета сторонами договора.
 
Частью 5 ст. 14.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность за включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу или подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (совершение действий, влияющих на увеличение оборота продовольственных товаров).
 
На практике нередко некоторые поставщики продовольственных товаров в составе договора поставки продовольственных товаров включают условие по выкладке продовольственных товаров на прилавок.
 
 Теперь за включение подобного условия в договор поставки продовольственных товаров повлечёт за собой административную ответственность, причём сразу для обоих субъектов: для поставщика и продавца продовольственных товаров.
 
При этом услуги, перечисленные в ч. 5 ст. 14.42 КоАП РФ могут оказываться только на основании отдельного договора возмездного оказания услуг, согласно ч. 11 ст. 9 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
 
За нарушение частей 1, 2, 3, 4, 5 ст. 14.42 КоАП РФ предусмотрен одинаковый размер штрафа - на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических       лиц  -   от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
 
Частью 6 ст. 14.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность за понуждение к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение    продовольственных товаров (совершение действий, влияющих на увеличение оборота продовольственных товаров),   при заключении договора поставки таких товаров.
 
При этом размер штрафа за нарушение данной части, установлен в большем размере - на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических     лиц -  от трех миллионов до пяти миллионов рублей.
 
Согласно примечанию к ст. 14.42 КоАП РФ под понуждением понимаются действия лица, которые направлены на заключение договора поставки продовольственных товаров, при условии заключения иного договора.
 
Федеральный закон дополняет статью 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)» КоАП РФ частью 27, которая предусматривает административную ответственность должностного лица за невыполнение в установленный срок предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации об основах государственного регулирования торговой деятельности акта и (или) о прекращении действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иного осуществляющего функции указанных органов органа или организации, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, нарушающих требования, установленные законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
 
Нарушение данной нормы права влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года  до трех лет.
 
Вышеназванные дополнения, внесённые в КоАП РФ, вступят в силу со дня официального  опубликования Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
 
Юрисконсульт
ООО Группа Компаний «АВАЛЬ»
Н.В. Лебеденко

По вопросам лицензирования деятельности и сертификации качества обращайтесь к юристам ГК «АВАЛЬ».


В ногу со временем

07.12.2010

Группа компаний «АВАЛЬ» постоянно развивается и совершенствует свои кадры посредством их активного участия в различных семинарах и конференциях, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня  и постоянно растущим запросам своих клиентов.

На «круглом столе» уральские строители проявили инициативу по изменению законодательства

08.12.2010

Влияние поправок в Градостроительный кодекс на деятельность участников строительного рынка, аспекты переоформления Свидетельств, обязанности генеральных подрядчиков, практика возврата средств в компенсационный фонд – эти и многие другие проблемы стали предметом дискуссий на круглом столе, который состоялся 29 ноября в рамках второго Международного форума «Юридическая неделя на Урале».

Последние отзывы

Центр Восстановительной Медицины в лице директора Бадреевой Людмилы Владимировны, АНО ДПО "Академия восстановительной медицины" в лице директора Антюфьевой Екатерины Львовны выражают искреннюю благодарность Группе Компаний "Аваль" за оказанные юридические услуги. 
 
Л.В. Бадреева
Общество с ограниченной ответственностью "Юнивелер Русь" благодарит за плодотворную работу Группу Компаний "Аваль" при получении лицензии на медицинскую деятельность. Нам было очень приятно работать с Вами!
 
Высокий профессионализм, комплексный подход к решению поставленных задач, умение точно и своевременно выполнить взятые на себя обязательства - именно эти качества проявили сотрудники компании в ходе работы. Поэтому мы с уверенностью можем рекомендовать услуги ООО ГК "АВАЛЬ", как профессиональной, надежной и эффективной компании. 
 
Нам было очень приятно работать с Вами!
Заведующий медпунктом
ГАУ ДО СО ДЮСШ по хоккею "Спартаковец" выражает благодарность сотрудникам Отдела лицензирования ГК "АВАЛЬ" за ответственно проделанную работу по получению лицензии на осуществление медицинской деятельность в сфере спортивной медицины. 
 
Особенно хочется отметить оперативность и качество оказанных специалистами Отделами лицензирования услуг в рамках заключенного договора. 
 
За время делового сотрудничества Отдел лицензирования зарекомендовал себя стабильным и надежным партнером, специалисты которого являются ответственными и исполнительными профессионалами в области лицензирования. 
 
Каримов В.Р.
×