Может ли продавец потребовать штраф за отказ от получения товара купленного через Интернет
В нашу эру стремительного развития Интернета, «удаленки» и заказов «онлайн», у людей все чаще возникают правовые вопросы, связанные с покупкой товаров через Интернет-сервисы и маркетплейсы. Одной из наиболее популярных ситуаций, требующих пояснения со стороны юриста является следующая: покупатель – физическое лицо решил заказать товар из Интернет-магазина, а потом по каким-либо причинам передумал его выкупать/забирать из пункта выдачи. Предоплату, при этом, не вносил.
Не редки случае, когда некоторые недобросовестные продавцы начинают угрожать покупателю огромными штрафами, неустойками за неполучение заказанного товара, а иногда и запугивать заявлением в полицию о мошенничестве.
Если Вы попали в подобную ситуацию, стоит вооружиться правовым обоснованием, и грамотно дать отпор недобросовестному продавцу.
Что говорит на эту тему действующее законодательство РФ?
Согласно пункту 4 статьи 26.1. Закона «О защите прав потребителей»: покупатель может отказаться от получения товара в любое время до его фактической передачи. То есть продавец не имеет права принудить (путем угроз, в том числе) покупателя к заключению договора купли-продажи. Никаких штрафных санкций в этом случае быть не может, так как покупатель волен заключать или не заключать договор. Поэтому все штрафы и неустойки за неполучение товара – не законны, а все угрозы продавца – абсолютно не обоснованы.
Однако не стоит забывать, что расходы продавца на отправку товара подлежат компенсации покупателем. То есть, если продавец заплатил за доставку некую сумму, покупатель, который передумал забирать товар, должен эту сумму магазину компенсировать.
При этом, фактически понесенные транспортные расходы на отправку товара продавец должен подтвердить соответствующими документами (чеками, актами, транспортными накладными), а не просто взять сумму «с потолка». Если продавец свои расходы не подтверждает - можно ничего ему не платить.
Это, что касается заказа товара без предоплаты.
Если же покупатель оплатил товар, но потом передумал его забирать, продавец обязан возвратить ему деньги в срок не позднее 10 дней с момента предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона о защите прав потребителей)
Стоит также помнить, что нельзя отказаться от товара, который имеет индивидуально-определенные свойства. То есть товар был изготовлен специально для Вас по индивидуальному заказу (по замерам и требованиям).
В этом случае, если покупатель передумал забирать такой товар, то магазин вправе требовать оплаты стоимости товара в полном объеме.
Юристы ООО ГК «Аваль» проконсультируют по любым вопросам, связанным с защитой прав потребителя, а также представят Ваши интересы при рассмотрении споров любой сложности в судебном порядке. Ждем Вас на консультацию.
Ведущий юрисконсульт ООО ГК «Аваль» Дунаева Анастасия Сергеевна
Тел.: 8 343 222-10-20, 8 953 045 53 66, e-mail: urist6@ua-aval.ru