Споры по государственным и муниципальным контрактам. Обжалование результатов торгов
Государственные и муниципальные контракты значительно отличаются от «обычных» гражданско-правовых договоров. Отношения в сфере государственных и муниципальных контрактов имеют специальное законодательное регулирование (статьи 525-534 Гражданского Кодекса РФ; Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие нормативно-правовые акты).
Когда возникают споры по государственным и муниципальным контрактам
На стадиях заключения, исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов между заказчиком и исполнителем могут возникать различного рода разногласия. Процедура защиты и восстановления нарушенных прав сторон в данном случае имеет свою специфику.
Специалисты ООО ГК «АВАЛЬ» качественно и оперативно проведут правовой анализ документации, обозначат перспективы дела, подготовят жалобу в ФАС, исковое заявление в суд, иные необходимые документы, а также представят Ваши интересы в рамках спора, возникшего из государственного (муниципального) контракта.
Стоимость услуг по предствительству в ФАС и Арбитражном суде
Стоимость услуг по представительству в ФАС и Арбитражном суде по спорам, связанным с заключением и исполнением государственных и муниципальных контрактов
- Консультация - 3 000 руб.
- Обжалование в досудебном порядке путем подачи жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) - от 20 000 рублей.
- Обжалование торгов в судебном порядке - от 30 000 рублей.
Споры по государственным и муниципальным контрактам можно разделить на две основные группы:
- Споры, связанные с заключением государственных и муниципальных контрактов (например, участие в процедуре закупок, получение разъяснений по закупочной документации, нарушение заказчиком процедуры проведения закупки).
- Споры, связанные с исполнением государственных и муниципальных контрактов (например, заключение дополнительных соглашений, соглашений о расторжении, несогласие с объемом и качеством выполненных работ/оказанных услуг).
Первая категория споров регулируется положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также различными подзаконными нормативными актами. На стадии заключения договора действия Заказчика можно активно обжаловать в досудебном порядке путем подачи жалоб в Федеральную антимонопольную службу.
Внесудебный и судебный порядок разрешения споров по государственным и муниципальным контрактам
Внесудебный (административный) порядок обжалования результатов торгов является эффективным способом защиты нарушенных прав. К его плюсам помимо оперативности рассмотрения дела и вынесения решения ФАС (обычно вся процедура занимает до 7 рабочих дней), также можно отнести: отсутствие затрат на оплату госпошлины, упрощенные требования к содержанию и порядку подачи документов (при наличии электронно-цифровой подписи жалобы и приложения к ней могут быть направлены в электронном виде).
Судебный порядок также имеет место быть в рамках первой категории споров. Подать заявление об оспаривании результатов закупки в суд можно, минуя обжалование в административном порядке. Кроме того можно оспорить в суде решение антимонопольного органа, вынесенное по делу (как положительное, так и отрицательное).
Вторая категория споров более обширна в применении нормативных актов, осуществляющих ее регулирование. Здесь в первую очередь речь идет о положениях гражданского законодательства. Споры из второй категории можно разрешить путем мирного урегулирования (договориться с контрагентом), либо обратившись в арбитражный суд.
Судебные споры по государственным и муниципальным контрактам составляют значительное количество дел от общего числа рассматриваемых арбитражными судами. Тем не менее, данная категория споров в значительной степени остается одной из самых сложных для разрешения. В первую очередь сложность продиктована многочисленной разнящейся судебной практикой в вопросах толкования правовых норм, а также уникальностью каждой конкретной ситуации (по каждой конкретной закупке). Действующее законодательство в данной сфере претерпевает постоянные изменения, отследить которые самостоятельно, без юридической помощи, бывает очень сложно.