Актуальные вопросы судебной практики по спорам о защите прав потребителей
Категория споров о защите прав потребителей является одной из самых многочисленных в судебной практике РФ. Данное обстоятельство закономерно, так как абсолютно каждый человек ежедневно выступает в роли потребителя товаров, работ или услуг.
Закон РФ «О защите прав потребителей» был принят еще в 1992 году, и с тех пор подвергался неоднократным изменениям.
14 октября 2020г. Верховным Судом РФ был подготовлен очередной «Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей», в котором рассмотрены наиболее актуальные вопросы, возникшие в практике судов в 2018-2020 годах.
Рассмотрим основные выводы, которые обобщил Верховный Суд в данном Обзоре.
1. Требование потребителя о возврате технически сложного товара, в котором по истечении пятнадцати дней со дня его передачи потребителю выявлен производственный недостаток, подлежит удовлетворению, если будет установлено, что данный недостаток является существенным.
Так Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации своим решением признала незаконными акты нижестоящих судов, так как ими не были установлены именно существенные недостатки приобретенного товара.
2. Праву потребителя на заявление требования о возврате уплаченной денежной суммы предшествует его же обязанность возвратить товар продавцу. То есть, если потребитель не возвратил товар обратно продавцу, он не может требовать от него уплаченные денежные средства, в том числе через суд.
Кроме того, право на возврат уплаченной суммы предоставлено потребителю, если в товаре имеется не только существенный, но и неустранимый недостаток. При устранимом недостатке товар подлежит бесплатному ремонту.
3. Потребитель вправе требовать возмещения убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, в размере, обеспечивающем приобретение им аналогичного нового товара.
Согласно абзацу седьмому п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Положения п. 4 ст. 24 Закона о защите прав потребителей направлены на защиту интересов потребителя, чтобы он мог приобрести аналогичный товар и в том случае, если к моменту удовлетворения требований потребителя цена на такой товар увеличилась.
То есть, потребитель имеет право взыскать с недобросовестного продавца разницу между возвращенным товаром и новым приобретенным товаром.
4. Лица, участвующие в деле, имеют право присутствовать при проведении экспертизы, если их присутствие не может помешать исследованию. Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы, все материалы в рамках судебной экспертизы направляются эксперту только через суд.
В случае нарушения порядка проведения первоначальной экспертизы, в том числе отсутствия извещения сторон по делу о дате и времени ее проведения, судом может быть назначена повторная экспертиза.
5. При возврате товара ненадлежащего качества потребитель имеет право на возмещение уплаченных им процентов и иных платежей по договору потребительского кредита (займа), если данный кредит предоставлен ему только как потребителю и только для приобретения этого товара.
Данная норма права регулирует правоотношения, связанные с приобретением товара с отсрочкой или рассрочкой платежа, предоставленными самим продавцом, следовательно, к правоотношениям, когда товар приобретен за счет кредитных средств банка, применению не подлежит.
6. Если после вынесения решения суда нарушение прав потребителя продолжается и обязательства продавцом не исполняются, потребитель может снова обратиться в суд с требованием о взыскании неустойки за период с момента вынесения решения суда и до дня его фактического исполнения, а также компенсации морального вреда и штрафа.
7. Срок для предъявления заказчиком по договору подряда требования о безвозмездном устранении существенных недостатков результата работы, в отношении которого не установлен срок службы, составляет десять лет со дня принятия результата работы.
8. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных убытков только при наличии существенных недостатков результата работы и невыполнении подрядчиком требований об их безвозмездном устранении.
9. Право на возмещение убытков и морального вреда, причиненных в результате нарушения газоснабжающей организацией условий договора по газоснабжению домовладения, принадлежит как собственнику этого домовладения, с которым заключен договор на поставку газа, так и проживающим совместно с ним членам его семьи.
Например, если газоснабжающая организация незаконно прекратила подачу газа в жилое помещение, компенсацию морального вреда и убытков можно рассчитать, и взыскать на каждого члена семьи (супругов, детей, родителей), проживающего с собственником в этом помещении.
10. Условие договора банковского вклада, заключенного между банком и потребителем, об обязательном досудебном урегулировании споров является ничтожным, как ущемляющее права потребителя.
Это значит, что потребитель сразу может обращаться в суд за защитой своих прав, не прибегая перед этим к процедурам досудебных переговоров с банком, направления досудебных претензий и т.д., даже, если данные положения прописаны в договоре.
11. По общему правилу, страховое возмещение в виде ремонта должно обеспечивать сохранение гарантии на застрахованное транспортное средство. Исходя из данного положения, ремонт должен производиться у официальных дилеров.
Юристы ООО ГК «Аваль» проконсультируют по любым вопросам, связанным с защитой прав потребителя, а также представят Ваши интересы при рассмотрении споров любой сложности в судебном порядке.