Изменения в законодательстве о рекламе. Кого коснутся и чем грозят?
С 1 сентября 2025 года в силу вступили поправки в Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Обозначим основные ключевые изменения для распространителей рекламы.
Вступает в силу запрет рекламы на запрещенных Интернет-платформах.
Нельзя размещать рекламу:
- На Интернет - ресурсах компаний, признанных нежелательными на территории РФ;
- На Интернет - ресурсах компаний, признанных экстремистскими или террористическими;
- На других ресурсах, доступ к которым ограничен (например, сайты иноагентов, пиратские сайты и все заблокированные сайты, доступ к которым на территории России ограничен).
В первую очередь это касается рекламы в Instagram (принадлежит Meta Platforms Inc, которая признана в РФ экстремистской и запрещена) и Facebook (принадлежит Meta Platforms Inc, которая признана в РФ экстремистской и запрещена).
WhatsApp, Telegram, YouTube, TikTok – размещать рекламу пока можно, так как данные платформы не включены ни в один из реестров.
У контролирующих государственных органов есть ряд механизмов, чтобы находить и наказывать нарушителей, в том числе самостоятельные мониторинги и жалобы от граждан.
Сейчас перед каждой рекламной публикацией рекомендуем проверять, не включены ли сайт или страница в социальной сети в следующие реестры запрещенной информации:
1) Реестр нежелательных организаций;
2) Реестр экстремистских организаций;
3) Реестр террористических организаций.
4) Универсальный сервис проверки ограничения доступа к сайтам.
Если ресурс обнаружится в одном из указанном реестров, рекламу на таком ресурсе размещать не рекомендуем.
С формальной точки зрения, законом не запрещено размещение на заблокированных ресурсах информационных материалов. Но не исключено, что при проверке Роскомнадзор может решить иначе.
Ответственность за нарушение запрета.
За размещение рекламы на запрещенных ресурсах действует ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ - штраф:
для граждан – от 2 000 до 5 000 рублей;
для руководителей организаций или ИП – от 4 000 до 20 000 рублей;
для организаций – от 100 000 до 500 000 рублей.
Отвечать за нарушения будут и рекламодатели, и рекламораспространители.
Еще один резонный вопрос: что же считается рекламой?
Законом о рекламе дается следующее определение: «Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
То есть рекламой в РФ считается любая информация, направленная на неопределенную аудиторию с целью продвижения объекта рекламы (товар, услуга).
Поскольку изменения в закон вступили в силу недавно, особой практики привлечения к ответственности, еще не сформировалось.
В связи с этим, при возникновении спорных вопросов, лучше обратиться за юридической консультацией. Специалисты ООО ГК «Аваль» помогут разобраться в вопросах законности рекламы и, при необходимости, представят Ваши интересы при взаимодействии с Роскомнадзором.
Ведущий юрисконсульт ООО ГК «Аваль»
Дунаева Анастасия Сергеевна
Тел.:8 343 222-10-20, 8 953 045 53 66
e-mail: urist6@ua-aval.ru
