Что такое "телемедицинские технологии" и как их применять?
Начну с того, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ, телемедицинские технологии представляют собой информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.
Таким образом, телемедицинские технологии применяются при взаимодействии медицинских работников и пациентов, медицинских работников между собой.
Согласно Приказу Минздрава России от 30.11.2017 № 965н, медицинская организация оказывает медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий (онлайн) по видам работ (услуг), указанным в лицензии на осуществление медицинской деятельности. В качестве самостоятельного вида медицинская деятельность с применением телемедицинских технологий в Приказе Минздрава России от 11.03.2013 № 121н не выделяется, а значит, получение лицензии на рассматриваемую деятельность не требуется.
Для оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий необходимо помещение, средства связи и оборудование для проведения консультаций (консилиумов врачей). Перечень конкретного минимально необходимого оборудования и площадь помещения для проведения онлайн-консультаций законодательством не устанавливаются. Следовательно, оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий возможно в кабинете приема врача-специалиста в соответствии с утвержденным графиком. В случае осуществления консультаций в мобильных условиях, консультирующая медицинская организация обеспечивает мобильные средства связи и оборудование для их проведения.
Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется медицинскими работниками, сведения о которых внесены в Федеральный регистр медицинских работников, а также при условии регистрации соответствующих медицинских организаций в Федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее - ЕГИСЗ). Обращаю внимание, что нормы Положения о ЕГИСЗ, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 № 555, в части представления информации в данную систему не применяются в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения до 1 января 2019 г., если такие медицинские организации ранее не приняли решения о представлении информации в указанную систему.
Кроме того, в целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий используется единая система идентификации и аутентификации https://esia.gosuslugi.ru.
Следует отметить, что телемедицинские технологии могут использоваться при оказании следующих видов медицинской помощи:
1. первичной медико-санитарной помощи;
2. специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
3. скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
4. паллиативной медицинской помощи.
При этом медицинская помощь с применением телемедицинских технологий может оказываться в любых условиях:
- вне медицинской организации,
- амбулаторно,
- дневном стационаре,
- стационарно.
Также рассматриваемым приказом определены формы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий (экстренная, неотложная и плановая) и сроки оказания такой помощи, которые составляют для консультаций в экстренной форме – от 30 минут до 2 часов с момента поступления запроса, для консультаций в неотложной форме – от 3 часов до 24 часов с момента поступления запроса.
Медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий помимо прочего, должна разместить в сети интернет следующую информацию:
1. сведения о местонахождении и контактная информация, а также сведения о лицензии и соответствующих видах медицинской деятельности;
2. сведения о консультанте, враче - участнике консилиума;
3. сведения о порядке и условиях оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
4. об информационных системах, используемых при консультации, и операторах указанных систем и иные сведения, предусмотренные законодательством.
При проведении консультаций пациентов с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного пациенту лечения, в том числе формирование рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, при условии, что лечащим врачом был проведен очный прием пациента и поставлен диагноз. Также возможно дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, но после проведения очного приема и установления диагноза. Кроме того допускаются отложенные консультации или консилиумы врачей, то есть врач-специалист дистанционно изучает медицинские документы пациента и информацию о его состоянии здоровья без непосредственного общения с пациентом или медицинским работником. Также возможны консультации в режиме реального времени.
По результатам проведения врачом онлайн-консультации, составляется медицинское заключение в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника. При этом вся медицинская документация пациента ведется также в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Если пациент обратился за помощью онлайн без посещения очного приема врача-специалиста, то в медицинском заключении можно указать рекомендации о необходимости проведения предварительных обследований и очного приема врача.
Таким образом, применение телемедицинских технологий повышает доступность медицинской помощи населению, а также позволяет экономить время и способствует более эффективной работе медицинского персонала. Однако оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий требует наличия определенного пакета документов по контролю качества, в том числе положение о порядке оказания медицинских услуг с применением телемедицинских технологий, соответствующих информированных добровольных согласий пациентов и иных документов, которые помогут Вам грамотно составить специалисты Группы компаний «АВАЛЬ», а также предоставят более подробную информацию о порядке применения телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи населению, о сведениях и сроках внесения соответствующей информации в ЕГИСЗ.
Окажем профессиональную помощь в любой ситуации, обращайтесь +7 (343) 222-10-20
С Уважением,
юрисконсульт ООО ГК «АВАЛЬ»
Хороших Александра Эдуардовна.
Актуальность информации уточняйте у специалистов ГК АВАЛЬ по телефону (343) 222-10-20