Обзор положений нового Постановления Правительства РФ от 11.05.2023 № 736
Обзор положений нового Постановления Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»
С 1 сентября 2023 года вступает в силу новое Постановление Правительства «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее - Постановление) взамен предыдущего Постановления №1006 от 4 октября 2012 г.
Данным Постановлением введен ряд новых требований к деятельности медицинских организаций, оказывающих платные медицинские услуги, в том числе к содержанию договора оказания платных медицинских услуг, внутренних документов организации, а также обязательных требований к сайту и стенду клиники.
Это значит, что к 1 сентября 2023г. все частные клиники должны актуализировать информацию, и привести документы в соответствие с новым Постановлением.
Несоблюдение указанных положений может привести к привлечению клиники к ответственности, в том числе в виде штрафов (например, по ст. 14.8 КоАП РФ).
Итак, рассмотрим ключевые положения и новшества данного Постановления.
1. Требования к договору оказания платных медицинских услуг.
1.1. При заключении договора обязательно доводим до потребителя информацию о том, что он может получить аналогичные медицинские услуги бесплатно по полису ОМС (прописываем это положение в шапке договора, а на стенде и сайте указываем адреса ближайших больниц, куда можно обратиться бесплатно).
1.2. Платные медицинские услуги должны соответствовать номенклатуре медицинских услуг, утверждаемой Министерством здравоохранения РФ.
Иными словами приводим названия мед.услуг в прайсах/прейскурантах цен в соответствие с номенклатурой (Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н). Если оказываете пациенту услуги сверх стандарта медицинской помощи, обязательно берете у него письменное согласие в виде отдельного документа.
1.3. В договоре указываем порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (при наличии), применяемые при предоставлении платных медицинских услуг, а также информацию о возможности осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.
1.4. В договоре указываем информацию о медицинском работнике, отвечающем за предоставление соответствующей платной медицинской услуги (его профессиональном образовании и квалификации).
1.5. В шапке уведомляем потребителя о том, что граждане, находящиеся на лечении, в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
1.6. Договор заключается потребителем и (или) заказчиком с исполнителем в письменной форме. Договор теперь можно заключить и через Интернет. Всю информацию об этом клиника должна размещать на главной странице сайта. После акцепта и оплаты по договору мед.организация направит подтверждение. При обнаружении недостатков платных мед.услуг потребитель вправе передать требования также дистанционно.
1.7. Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах (кроме случаев заключения договора дистанционным способом). Договор хранится в архиве не менее 5 лет.
1.8. Все доп. услуги в обязательном порядке оформляем либо новым договором либо доп.соглашением к основному договору. Без письменно оформленных отношений никаких услуг оказано быть не должно.
1.9. Обязательно берем у пациента информированное добровольное согласие и согласие на обработку персональных данных в виде приложений к договору.
1.10. Также договор должен содержать следующую информацию:
а) сведения об исполнителе: наименование и фирменное наименование (при наличии) медицинской организации - юридического лица, адрес, ИНН, ОГРН
фамилия, имя и отчество ИП, его место жительства, адрес места осуществления медицинской деятельности, ОГРНИП;
сведения о лицензии (ее номер, срок действия, информация об органе, выдавшем лицензию, перечень предоставляемых работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в соответствии с лицензией);
б) сведения о потребителе (при оказании платных медицинских услуг гражданину анонимно сведения фиксируются со слов потребителя услуги): ФИО, адрес места жительства, иные адреса, на которые (при их указании в договоре) исполнитель может направлять ответы на письменные обращения, и телефон; данные документа, удостоверяющего личность;
в) сведения о законном представителе потребителя или лице, заключающем договор от имени потребителя: ФИО, адрес места жительства и телефон; данные документа, удостоверяющего личность;
г) аналогичные сведения о заказчике (в том числе если заказчик и законный представитель являются одним лицом);
д) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;
е) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;
ж) условия и сроки ожидания платных медицинских услуг;
з) сведения о лице, заключающем договор от имени исполнителя: ФИО, должность; документ, подтверждающий полномочия;
и) подписи сторон;
к) ответственность сторон за невыполнение условий договора;
л) порядок изменения и расторжения договора;
м) порядок и условия выдачи потребителю (законному представителю потребителя) после исполнения договора исполнителем медицинских документов;
н) иные условия, определяемые по соглашению сторон.
2. Сведения в обязательном порядке размещаемые на стенде (в «уголке потребителя») и на сайте клиники для всеобщего обозрения. Внимание: данная информация должна быть размещена в доступной и наглядной форме на русском языке.
- наименование и фирменное наименование юр.лица (ФИО для ИП);
-адрес, ИНН, ОГРН /ОГРНИП;
- адрес своего сайта в сети «Интернет» (при его наличии). Обращаем внимание, наличие сайта необязательно;
- информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;
- исполнитель представляет для ознакомления по требованию потребителя выписку из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Так что лучше сразу разместить актуальную выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на стенде;
- информация о лицензии на осуществление медицинской деятельности, ее номере, сроках действия, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию. Рекомендуем указывать и на стенде/сайте и в договоре.
- в случае временного приостановления деятельности медицинской организации для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий исполнитель обязан информировать потребителей путем размещения информации на сайте медицинской организации либо в иной доступной форме о дате приостановления деятельности и времени, в течение которого деятельность медицинской организации будет приостановлена.
Данную информацию, в случае чего, указываем на сайте и на входной группе клиники.
- перечень платных медицинских услуг, соответствующих номенклатуре медицинских услуг, с указанием цен в рублях;
- стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации (при их наличии), с учетом и на основании которых оказываются медицинские услуги, путем размещения на сайте исполнителя ссылок на «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации, на котором размещен рубрикатор клинических рекомендаций, а также путем размещения указанных ссылок на информационных стендах;
- сроки ожидания предоставления платных медицинских услуг (если необходимо ожидание);
- сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации (также размещаем копии документов об образовании врачей);
- график работы медицинских работников и режим работы медицинской организации;
- образцы договоров, дополнительных соглашений, актов оказанных услуг;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, (в случае их установления руководителем медицинской организации частной системы);
- информация о форме и способах направления обращений (жалоб) в органы государственной власти и организации, а также почтовые адреса или адреса электронной почты (при наличии), на которые может быть направлено обращение (жалоба).
Перечень изменений довольно обширен, привести документацию в соответствие с новыми требованиями необходимо уже к 1 сентября 2023г. во избежание санкций. Не знаете с чего начать? Обратитесь к юристам ГК «Аваль» за консультацией. Имея большой опыт в медицинской отрасли, мы оперативно поможем Вам разработать/актуализировать документы и сведения, и избежать проблем с надзорными органами.