Банк не может завышать комиссию за переводы
22.11.2023г. Верховным судом было вынесено определение по делу № 310-ЭС23-14161, в котором суд изложил интересную для всех клиентов банков позицию.
Предыстория дела: По поручению компании банк перечислил на расчетный счет физического лица сумму в размере более 13 миллионов рублей. За это он списал с отправителя 10% от суммы перевода в качестве комиссии. Организация сочла удержание чрезмерным, и обратилась в суд с заявлением о взыскании с банка неосновательного обогащения в размере комиссии и процентов по ст. 395 ГК РФ (проценты за пользование чужими денежными средствами).
Однако Верховный суд отменил акты трех нижестоящих инстанций, которые поддержали банк, и направил дело на новое рассмотрение, отметив при этом несколько интересных, с правовой точки зрения, доводов.
В частности ВС РФ указал: когда банк вводит комиссию или меняет ее сумму, он не должен подрывать ожидания клиентов в том, что они могут свободно распоряжаться своими деньгами, в частности законно перечислять их другим лицам. Нельзя устанавливать размер вознаграждения, который помешает клиентам совершать экономически обоснованные операции.
Банк удержал комиссию, сопоставимую с годовым доходом, который компания могла бы получить от использования более 13 млн руб. в своем обороте. Кроме того, если бы компания хотела перечислить ту же сумму на счет юридического лица, вознаграждение банка составило бы:
- 6 руб., если счет получателя открыт в том же банке;
- 35 руб., если этот счет открыт в другой кредитной организации.
При осуществлении предусмотренного договором права на изменение в одностороннем порядке условий, касающихся комиссионного вознаграждения по операциям, кредитная организация не должна вводить комиссионное вознаграждение, которое в силу значительности своего размера начинает препятствовать совершению клиентами банка экономически обоснованных операций по счетам, то есть приобретает заградительный характер.
С высказанными в обжалуемых судебных актах суждениями о том, что заключение договора с банком не являлось вынужденным для клиента и общество при несогласии с новым размером тарифов было вправе расторгнуть договор, Судебная коллегия Верховного Суда также не согласилась, поскольку клиент кредитной организации, столкнувшись с недобросовестным поведением банка (пункт 3 статьи 1, статья 10 ГК РФ), вправе требовать судебной защиты, а кредитная организация в этом случае не вправе ссылаться на возможное наличие у клиента альтернативных вариантов поведения, сопряженных, к тому же, с необходимостью нести дополнительные издержки.
По всем юридическим вопросам судебных споров с банками и кредитными организациями Вы всегда можете обратиться к специалистам ГК «Аваль» за консультацией.
Ведущий юрисконсульт ООО ГК «Аваль» Дунаева Анастасия Сергеевна
Тел.:8 343 222-10-20, 8 953 045 53 66
e-mail: urist6@ua-aval.ru