Спор о равнозначности товаров отечественного и иностранного происхождения при проведении закупок
Победитель торгов не согласился с позицией Заказчика, и обратился за юридической помощью в ООО ГК «Аваль».
Юристами ООО ГК «Аваль» была подготовлена жалоба в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области на действия Заказчика – организатора торгов, противоречащие действующему законодательству.
Указанная жалоба содержала следующие основные доводы:
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 (оно распространяется на ФЗ №223):
«При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора».
В силу п.8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925:
«Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.»
Хотя Китай не входит в число членов Европейского экономического союза, он является договаривающейся стороной, что предоставляет все преимущества, благоприятствование, привилегии или иммунитеты, в том числе в части товаров, которые производят на его территории.
Данная позиция также закреплена Федеральной антимонопольной службой в Решении ФАС от 27 апреля 2017 года № 223ФЗ-369/17.
УФАС по Свердловской области были приняты доводы заявителя жалобы. В отношении Заказчика – организатора торгов вынесено предписание об устранении нарушения действующего законодательства. В результате цена договора не была снижена на 15%.
Выводы и комментарии:
Товары, происходящие из Китая (а также других договаривающихся стран ЕАЭС и ее членов) приравнены к товарам Российского происхождения, к ним не применяются условия об уменьшении цены на 15%.
Также обращаем внимание на то, что равное с Российскими положение касается только производителей – стран членов Европейского экономического союза и договаривающихся стран ЕАЭС.
Относительно остальных иностранных государств – да, в этом случае, действительно предложенная цена при закупке будет снижена на 15%. Данная мера направлена на поддержку отечественных производителей и производителей экономически дружественных стран.
Указание на страну происхождения товара в заявке на участие в торгах является обязательным (иначе действия участника торгов могут быть квалифицированы, как умалчивание сведений).