Как не попасть в Реестр недобросовестных поставщиков
Каждый участник процедуры закупок, проводимых на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», так или иначе, подвержен риску попадания в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
В реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ или 223-ФЗ Федеральная антимонопольная служба (ФАС) включает следующих участников закупок:
- выигравших конкурс (тендер/аукцион), но по какой-либо причине уклонившихся от заключения соответствующих договоров;
- участников, с которыми расторжение заключенных договоров произведено по решению суда;
- если имел место односторонний отказ заказчика от исполнения своей части договора из-за существенных нарушений его условий исполнителем.
Чем же грозит попадание в РНП?
Главным последствием попадания в реестр недобросовестных поставщиков является дальнейший запрет на участие в любых процедурах по закупкам для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, в настоящее время большинство контрагентов проверяют друг друга на предмет наличия сведений в указанном реестре. Наличие записи в РНП может привести к неблагоприятным последствиям, потере возможности заключения сделок и взаимовыгодного сотрудничества. Срок пребывания записи в РНП составляет 2 (два) года.
Согласно нормам действующего законодательства, Управление ФАС при назначении к рассмотрению вопроса о включении участника закупки в РНП, уведомляет его об этом. Участник имеет право предоставить письменные и устные объяснения, доказав свою добросовестность.
Какие аргументы могут спасти от включения в реестр недобросовестных поставщиков?
Во-первых, участнику закупки нужно привести соответствующие обоснования добросовестности своего поведения при заключении/исполнении контракта, и отсутствия признаков вины. Из самого названия реестра следует, что недобросовестность нарушителя является ключевым квалифицирующим признаком включаемых в него субъектов.
Судебная практика рассматривает включение в РНП как специальную меру публичной ответственности. Действия (бездействие) лица не должны оцениваться с позиции гражданско-правовой ответственности, при наступлении которой предполагается вина контрагента. Здесь должны применяться критерии, касающиеся ответственности публичной, где уполномоченный орган обязан доказывать вину привлекаемого к ответственности лица.
Исходя из действующего законодательства и сложившейся судебной практики: при недоказанности вины исполнителя внесение сведений о нем в Реестр недобросовестных поставщиков недопустимо. Как отмечается судами, по существу внесение сведений в отношении компании в Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой административной ответственности, в связи с чем ФАС России должна доказать совершение виновных, недобросовестных действий, направленных именно на умышленное уклонение от исполнения государственного контракта.
То есть, необходимо обосновать добросовестность каждого шага при заключении и исполнении контракта. Если нарушения все же были допущены нужно доказать отсутствие умысла.
Во-вторых, необходимо заострить внимание ФАС на действиях заказчика при заключении и расторжении контракта, имееющих признаки нарушения норм законодательства.
В случае, если заказчик каким-либо образом, нарушал порядок заключения и исполнения договора, а также злоупотреблял своими правами (например, затягивал сроки согласования поставки, не принимал товар без объяснений причин, не отвечал на письменные обращения, отказался от проведения совместной экспертизы и т.д.), нужно указать на это.
В-третьих, если есть обоснованные предположения нарушения заказчиком норм антимонопольного законодательства, об этом также стоит упомянуть.
В частности, согласно п.1 ст. 17 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»: При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, если Заказчик при заключении контракта отдавал предпочтение какому-то конкретному поставщику, об этом следует указать и представить соответствующеие доказательства в адрес Управления ФАС.
Лоббируя интересы конкретного поставщика, Заказчик, допускает нарушение прав остальных участников, а также положений законодательства о государственных закупках и защите конкуренции.
Только активная защита своих прав, поможет не попасть в Реестр недобросовестных поставщиков, и сохранить репутацию Вашей компании.
Юристы ООО ГК «Аваль» помогут правильно и юридически грамотно подготовить объяснения для заседания комиссии Федеральной антимонопольной службы, а также представят Ваши интересы при рассмотрении дела в территориальном Управлении ФАС.