Как не попасть в Реестр недобросовестных поставщиков

05.02.2020

Каждый участник процедуры закупок, проводимых на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», так или иначе, подвержен риску попадания в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

В реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ или 223-ФЗ Федеральная антимонопольная служба (ФАС) включает следующих участников закупок:

  • выигравших конкурс (тендер/аукцион), но по какой-либо причине уклонившихся от заключения соответствующих договоров;
  • участников, с которыми расторжение заключенных договоров произведено по решению суда;
  • если имел место односторонний отказ заказчика от исполнения своей части договора из-за существенных нарушений его условий исполнителем.

Чем же грозит попадание в РНП?

Главным последствием попадания в реестр недобросовестных поставщиков является дальнейший запрет на участие в любых процедурах по закупкам для государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, в настоящее время большинство контрагентов проверяют друг друга на предмет наличия сведений в указанном реестре. Наличие записи в РНП может привести к неблагоприятным последствиям, потере возможности заключения сделок и взаимовыгодного сотрудничества. Срок пребывания записи в РНП составляет 2 (два) года.

Согласно нормам действующего законодательства, Управление ФАС при назначении к рассмотрению вопроса о включении участника закупки в РНП, уведомляет его об этом. Участник имеет право предоставить письменные и устные объяснения, доказав свою добросовестность.

Какие аргументы могут спасти от включения в реестр недобросовестных поставщиков?

Во-первых, участнику закупки нужно привести соответствующие обоснования добросовестности своего поведения при заключении/исполнении контракта, и отсутствия признаков вины. Из самого названия реестра следует, что недобросовестность нарушителя является ключевым квалифицирующим признаком включаемых в него субъектов.

Судебная практика рассматривает включение в РНП как специальную меру публичной ответственности. Действия (бездействие) лица не должны оцениваться с позиции гражданско-правовой ответственности, при наступлении которой предполагается вина контрагента. Здесь должны применяться критерии, касающиеся ответственности публичной, где уполномоченный орган обязан доказывать вину привлекаемого к ответственности лица.

Исходя из действующего законодательства и сложившейся судебной практики: при недоказанности вины исполнителя внесение сведений о нем в Реестр недобросовестных поставщиков недопустимо. Как отмечается судами, по существу внесение сведений в отношении компании в Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой административной ответственности, в связи с чем ФАС России должна доказать совершение виновных, недобросовестных действий, направленных именно на умышленное уклонение от исполнения государственного контракта.

То есть, необходимо обосновать добросовестность каждого шага при заключении и исполнении контракта. Если нарушения все же были допущены нужно доказать отсутствие умысла.

Во-вторых, необходимо заострить внимание ФАС на действиях заказчика при заключении и расторжении контракта, имееющих признаки нарушения норм законодательства.

В случае, если заказчик каким-либо образом, нарушал порядок заключения и исполнения договора, а также злоупотреблял своими правами (например, затягивал сроки согласования поставки, не принимал товар без объяснений причин, не отвечал на письменные обращения, отказался от проведения совместной экспертизы и т.д.), нужно указать на это.

В-третьих, если есть обоснованные предположения нарушения заказчиком норм антимонопольного законодательства, об этом также стоит упомянуть.

В частности, согласно п.1 ст. 17 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»: При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, если Заказчик при заключении контракта отдавал предпочтение какому-то конкретному поставщику, об этом следует указать и представить соответствующеие доказательства в адрес Управления ФАС.

Лоббируя интересы конкретного поставщика, Заказчик, допускает нарушение прав остальных участников, а также положений законодательства о государственных закупках и защите конкуренции.

Только активная защита своих прав, поможет не попасть в Реестр недобросовестных поставщиков, и сохранить репутацию Вашей компании.

Юристы ООО ГК «Аваль» помогут правильно и юридически грамотно подготовить объяснения для заседания комиссии Федеральной антимонопольной службы, а также представят Ваши интересы при рассмотрении дела в территориальном Управлении ФАС.

Последние отзывы
×
Выберите Ваш регион:
Екатеринбург
Группа компаний «АВАЛЬ»
ул. Степана Разина, д. 128 620130 Екатеринбург,,
+7 343 222-10-20, +7 343 222-10-30, aval@ua-aval.ru