Оспаривание результатов торгов
Законодательством Российской Федерации о торгах на сегодняшний день предусмотрен такой способ защиты и восстановления нарушенных прав, как оспаривание результатов торгов в связи с незаконными действиями/бездействиями ответственных лиц (организатора торгов, оператора торгов, конкурсной комиссии и т.д.).
Признание результатов торгов недействительными является следствием обжалования незаконных действий/бездействий, установленных законом лиц, причастных к проведению торгов.
Процедуры отличаются в зависимости от вида торгов и выбранного способа обжалования. В каждом случае содержание и порядок обжалования индивидуален, и зависит от конкретных обстоятельств дела. Но, так или иначе, если при проведении торгов присутствует нарушение норм закона, необходимо знать, что существуют и механизмы борьбы с указанными нарушениями.
Постараемся раскрыть, и обобщить основные положения процедур оспаривания торгов, предусмотренных действующим законодательством.
Начнем с того, что существует два порядка обжалования результатов торгов:
- внесудебный (административный);
- судебный.
1. Внесудебный (административный) порядок представляет собой подготовку и подачу жалобы в контрольный орган в сфере закупок - Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС).
Подача жалобы в ФАС, в частности, предусмотрена следующими основными нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
В зависимости от нормативного регулирования определяется порядок, сроки, основания и круг субъектов для подачи жалобы.
Кто может подать жалобу в Управление ФАС?
Согласно действующему законодательству подать жалобу в ФАС может любой участник закупки (ФЗ №44), а также иное лицо, чьи права затрагиваются нарушением закона (ФЗ №223 и ФЗ «О банкротстве»).
Говоря о заявителях жалобы нужно учесть некоторые нюансы. Пока срок подачи заявок на участие в торгах не истек, кто угодно считается участником закупки — он ведь потенциально может подать заявку. Если срок подачи заявок истек, то участником закупки считается только лицо, подавшее заявку. В процедуре банкротства оспорить результаты торгов могут также конкурсные кредиторы, включенные в реестр требований кредиторов должника, если докажут факт нарушения своих прав.
Чьи действия/бездействия можно обжаловать?
- заказчика;
- уполномоченного органа;
- уполномоченного учреждения;
- специализированной организации;
- комиссии по осуществлению закупок, ее членов;
- должностного лица контрактной службы;
- контрактного управляющего;
- оператора электронной площадки;
- организатора торгов, в том числе конкурсного управляющего.
Приведем некоторые примеры видов жалоб, подаваемых в антимонопольную службу.
Жалоба на действия заказчика. Это, например, жалобы на отказ в рассмотрении протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по необоснованным причинам и другие.
Жалоба на содержание аукционной (конкурсной, котировочной) документации. Например, включение не предусмотренных законом требований к участникам торгов и документов, включение в проект контракта неопределенных сроков оплаты, других условий, противоречащих закону.
Жалоба на действия оператора торговой площадки: на незаконный отказ в регистрации на электронной площадке, требование не установленных законом документов при регистрации и иные.
Жалобы на действия/бездействия заказчика (организатора): на неправомерные действия при рассмотрении заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, незаконный не допуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации и т.д.
Через всё нормативное регулирование процедуры оспаривания торгов красной линией проходит идея того, что главными критериями для признания результатов торгов недействительными являются:
1) Наличие в действиях/бездействиях ответственных за проведения торгов лиц не соответствия действующему законодательству о закупках.
2) Наличие нарушения прав заявителя жалобы.
Внесудебный (административный) порядок обжалования результатов торгов является эффективным способом защиты нарушенных прав.
К его плюсам помимо оперативности рассмотрения дела и вынесения решения ФАС (обычно вся процедура занимает до 7 рабочих дней), также можно отнести: отсутствие затрат на оплату госпошлины, упрощенные требования к содержанию и порядку подачи документов (при наличии электронно-цифровой подписи жалобы и приложения к ней могут быть направлены в электронном виде).
Однако стоит отметить, что сроки на подачу жалобы в ФАС в своем большинстве очень сжаты. Например, жалоба по положениям ФЗ №44 на действия организатора по неверному определению результатов торгов может быть подана только в течение 5 (пяти) дней с даты публикации протокола о результатах на электронной площадке. После истечения указанного срока ФАС не примет документы к рассмотрению, и обжаловать торги можно будет только в судебном порядке.
Поэтому, как только в процессе проведения торгов будет обнаружено какое-либо несоответствие законодательству, рекомендуем незамедлительно обратиться к квалифицированным специалистам для оперативного и грамотного составления документов и их подачи в антимонопольную службу.
2. Также действующим законодательством предусмотрен судебный порядок обжалования результатов торгов/закупок.
Подать заявление об оспаривании результатов торгов в суд можно, минуя обжалование в административном порядке.
Кроме того можно оспорить в суде решение антимонопольного органа, вынесенное по делу (как положительное, так и отрицательное).
Исходя из действующей судебной практики, в качестве наиболее распространенных оснований для признания торгов недействительными, можно назвать следующие:
- лицо необоснованно не допущено к участию в торгах;
- безосновательно не принята высшая предложенная цена;
- продажа произведена в сроки, не указанные в извещении;
- допущены иные существенные нарушения проведения торгов, которые повлекли неправильное определение цены продажи и определение победителя.
Закон предусматривает, что при признании торгов недействительными, считается таковым и договор, заключенный по результатам закупки.
Целесообразно также к заявлению в суд приложить ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения ФАС и/или запрете заказчику/организатору совершать определенные действия до рассмотрения дела в суде, например, заключать контракт. Указанная позиция изложена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83.
Стоит отметить, что подать соответствующий иск может только заинтересованное лицо. Чаще всего это участник, который подал заявку на участие.
Рассмотрение дела в суде менее оперативно, и более затянуто, чем обращение с жалобой в ФАС, кроме того, подача заявления облагается госпошлиной.
Однако в случаях пропуска срока для подачи жалобы в административном порядке, либо несогласия с вынесенным решением ФАС, судебный порядок оспаривания торгов является фундаментальным способом защиты прав и восстановления справедливости.
Практика последних лет такова, что суды часто не соглашаются с позицией антимонопольной службы, исходя из чего всегда есть шанс отстоять свои права в судебном порядке.
Юристы ООО ГК «Аваль» помогут оперативно и юридически грамотно подготовить, как жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы, так и заявление в Арбитражный суд со всеми сопутствующими документами.