Проверки
17.03.2017
…. Тогда мы идем к Вам!
«Не надо кошмарить бизнес!» - слышим мы с высоких трибун. И большинство, вроде бы, с этим даже согласно. Даже Федеральный закон № 294-ФЗ, призванный упорядочить проверки предпринимателей со стороны органов государственного и муниципального контроля, в России действует. Но как показывает практика, всегда найдется тот, кому «закон не писан».
Ниже речь пойдет о деятельности так называемых «общественных активистов», нередко берущих на себя функции контрольно-надзорных органов. И о том, как обезопасить себя от возможных злоупотреблений с их стороны.
Именно эта деятельность является приоритетной для отдельных «общественных контролеров», осуществляющих вышеназванный общественный контроль в форме проверок предприятий торговли, общепита, сферы услуг. При этом действия некоторых таких «ревизорро» вызывают серьезные вопросы с точки зрения действующего законодательства.
Нередко пользуясь поддержкой отдельных политических объединений, журналистов, а иногда и правоохранительных структур, «общественные контролеры» бесцеремонно, без спроса, проходят не только в торговые залы и залы обслуживания, доступные для любого потребителя, но и буквально врываются за прилавки, на склады, в подсобные помещения, стремясь заглянуть в каждый угол в надежде обнаружить какое-либо нарушение закона или санитарных правил, при этом в эмоциональной форме требуя «прекратить это безобразие». Скрыть либо замаскировать свою деятельность данные общественники, как правило, не пытаются. Напротив, особо ретивые выкладывают видеозаписи своих «подвигов» в интернет и даже, опираясь на поддержку со стороны дружественных СМИ, периодически «светятся» в телеэфире, явно получая моральное удовлетворение от такого самопиара.
Иногда и вовсе приходится слышать о вопиющих случаях, когда речь идет о вымогательстве денег и всевозможных угрозах со стороны таких «непрошеных гостей».
Более-менее крупные торговые сети в целом научились противостоять злоупотреблениям со стороны «народных надзирателей», поэтому «мишенью» последних всё чаще становятся мелкие торговые заведения и небольшие точки общепита, где персонал, как правило, несведущ в юридических вопросах, а охрана отсутствует.
А ведь еще 29 июня 2005 г. вышло письмо Роспотребнадзора N 0100/4938-05-32, в котором подробно разъясняется, какие действия общественные объединения потребителей вправе осуществлять, а какие к их компетенции не относятся.
Как следует из данного письма, полномочия общественных объединений потребителей в целом сводятся к проверкам соблюдения правил обслуживания потребителей и направлении информации (в том числе актов) о результатах проверки в уполномоченные органы (в частности - Роспотребнадзор, МВД, суд).
Таким образом, цель подобных «общественных проверок» по смыслу закона должна сводиться лишь к установлению фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях норм законодательства о защите прав потребителей, но не к применению каких-либо правовых или иных последствий таких нарушений. То есть, общественники в ходе своих рейдов обладают теми же правами, что и любой потребитель. Причем полномочиями, перечисленными в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», обладают лишь те объединения, которые имеют статус юридического лица. Отдельный гражданин «от себя лично» вообще никого проверять не вправе.
При этом общественные объединения ни в коем случае не вправе подменять и дублировать органы государственного контроля и надзора, а также присваивать себе их отдельные полномочия.
Так, согласно вышеназванному письму Роспотребнадзора, общественные объединения потребителей не вправе проверять:
«Не надо кошмарить бизнес!» - слышим мы с высоких трибун. И большинство, вроде бы, с этим даже согласно. Даже Федеральный закон № 294-ФЗ, призванный упорядочить проверки предпринимателей со стороны органов государственного и муниципального контроля, в России действует. Но как показывает практика, всегда найдется тот, кому «закон не писан».
Ниже речь пойдет о деятельности так называемых «общественных активистов», нередко берущих на себя функции контрольно-надзорных органов. И о том, как обезопасить себя от возможных злоупотреблений с их стороны.
Статья 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая в числе прочего предоставляет общественным объединениям право осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов.Окажем профессиональную помощь в любой ситуации, обращайтесь +7 (343) 222-10-20
Именно эта деятельность является приоритетной для отдельных «общественных контролеров», осуществляющих вышеназванный общественный контроль в форме проверок предприятий торговли, общепита, сферы услуг. При этом действия некоторых таких «ревизорро» вызывают серьезные вопросы с точки зрения действующего законодательства.
Нередко пользуясь поддержкой отдельных политических объединений, журналистов, а иногда и правоохранительных структур, «общественные контролеры» бесцеремонно, без спроса, проходят не только в торговые залы и залы обслуживания, доступные для любого потребителя, но и буквально врываются за прилавки, на склады, в подсобные помещения, стремясь заглянуть в каждый угол в надежде обнаружить какое-либо нарушение закона или санитарных правил, при этом в эмоциональной форме требуя «прекратить это безобразие». Скрыть либо замаскировать свою деятельность данные общественники, как правило, не пытаются. Напротив, особо ретивые выкладывают видеозаписи своих «подвигов» в интернет и даже, опираясь на поддержку со стороны дружественных СМИ, периодически «светятся» в телеэфире, явно получая моральное удовлетворение от такого самопиара.
Иногда и вовсе приходится слышать о вопиющих случаях, когда речь идет о вымогательстве денег и всевозможных угрозах со стороны таких «непрошеных гостей».
Более-менее крупные торговые сети в целом научились противостоять злоупотреблениям со стороны «народных надзирателей», поэтому «мишенью» последних всё чаще становятся мелкие торговые заведения и небольшие точки общепита, где персонал, как правило, несведущ в юридических вопросах, а охрана отсутствует.
А ведь еще 29 июня 2005 г. вышло письмо Роспотребнадзора N 0100/4938-05-32, в котором подробно разъясняется, какие действия общественные объединения потребителей вправе осуществлять, а какие к их компетенции не относятся.
Как следует из данного письма, полномочия общественных объединений потребителей в целом сводятся к проверкам соблюдения правил обслуживания потребителей и направлении информации (в том числе актов) о результатах проверки в уполномоченные органы (в частности - Роспотребнадзор, МВД, суд).
Таким образом, цель подобных «общественных проверок» по смыслу закона должна сводиться лишь к установлению фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях норм законодательства о защите прав потребителей, но не к применению каких-либо правовых или иных последствий таких нарушений. То есть, общественники в ходе своих рейдов обладают теми же правами, что и любой потребитель. Причем полномочиями, перечисленными в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», обладают лишь те объединения, которые имеют статус юридического лица. Отдельный гражданин «от себя лично» вообще никого проверять не вправе.
При этом общественные объединения ни в коем случае не вправе подменять и дублировать органы государственного контроля и надзора, а также присваивать себе их отдельные полномочия.
Так, согласно вышеназванному письму Роспотребнадзора, общественные объединения потребителей не вправе проверять:
- наличие трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
- проверку соблюдения санитарных правил и норм;
- проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
- проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
- проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю.
Перечисленные темы относятся к сфере полномочий соответствующих государственных структур: Роспотребнадзора, инспекции труда, МЧС, налоговой инспекции, прокуратуры. Общественники же – это «люди с улицы», и Вы вовсе не обязаны предъявлять каждому «дяде Васе» документы и иные сведения, которые никоим образом его как потребителя не касаются.
И уж тем более никто не обязан пускать посторонних лиц за прилавок, на склад, кухню и в другие помещения, не предназначенные для общего доступа. Как сказано выше, права общественных объединений потребителей вытекают из прав отдельных потребителей.
Следовательно, в ходе проверок «ревизорро» вправе находиться только там, где могут находиться потребители, то есть в местах общего пользования: торговом зале, зале обслуживания, салоне автобуса, зрительном зале кинотеатра и т.п. (Кстати, то же самое касается и журналистов). Но они не вправе без разрешения проникать за прилавок, на кухню, на место водителя или в будку киномеханика: это – не места общего пользования, а рабочие (служебные) места, доступ на которые часто разрешен лишь при наличии специальных документов: медицинской книжки, отметки о прохождении инструктажа по технике безопасности и т.д. Ведь если какой-нибудь горе-активист, не дай Бог, случайно заденет кнопочку или рычажок, отвечать за последствия придется руководителю предприятия или индивидуальному предпринимателю, допустившему проникновение постороннего лица туда, где тому находиться не положено.
Важно отметить и то, что помимо способов общественного контроля, перечисленных в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», общественные объединения не вправе применять никакие иные методы воздействия. Так, некоторые «контролеры-народники» в ходе своей деятельности активно проводят так называемые контрольные (проверочные) закупки, в том числе, привлекая к участию в данных мероприятиях несовершеннолетних лиц. Особенно это распространено при «ловле на живца» торговцев алкогольной продукцией.
Подобная практика – есть грубейшее нарушение действующего законодательства. Во-первых, законодательство предоставляет полномочия по проведению контрольных закупок лишь государственным органам, и то лишь при наличии конкретных оснований и с соблюдением установленной процедуры. К таким органам, в частности, относятся: Роспотребнадзор, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (прежде всего МВД), налоговые органы, а с января 2017 года – также и органы государственного надзора и контроля, деятельность которых относится к сфере регулирования Федерального закона № 294-ФЗ.
Но даже перечисленным органам, исходя из смысла статьи 17 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», запрещается привлекать к контрольной закупке несовершеннолетних лиц.
Что же касается общественных объединений, то они вообще не имеют права проводить контрольные закупки. Если информация, направленная в компетентные органы по результатам такого рейда, послужила основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности, налицо основания для обжалования наложенного взыскания.
И ещё: представители общественных объединений ни под каким предлогом не вправе требовать с проверяемого денег.
Еще древние римляне говорили: «незнание закона не освобождает от ответственности». «А знание – освобождает», - добавляют наши современники. Все, что нужно, чтобы обезопасить себя от неправомерных действий всевозможных «активистов» - грамотные, основанные на законе контраргументы против их злоупотреблений. И помните: «ревизорро» всегда будут «кошмарить» Вас ровно настолько, насколько Вы сами им это позволите.
И уж тем более никто не обязан пускать посторонних лиц за прилавок, на склад, кухню и в другие помещения, не предназначенные для общего доступа. Как сказано выше, права общественных объединений потребителей вытекают из прав отдельных потребителей.
Следовательно, в ходе проверок «ревизорро» вправе находиться только там, где могут находиться потребители, то есть в местах общего пользования: торговом зале, зале обслуживания, салоне автобуса, зрительном зале кинотеатра и т.п. (Кстати, то же самое касается и журналистов). Но они не вправе без разрешения проникать за прилавок, на кухню, на место водителя или в будку киномеханика: это – не места общего пользования, а рабочие (служебные) места, доступ на которые часто разрешен лишь при наличии специальных документов: медицинской книжки, отметки о прохождении инструктажа по технике безопасности и т.д. Ведь если какой-нибудь горе-активист, не дай Бог, случайно заденет кнопочку или рычажок, отвечать за последствия придется руководителю предприятия или индивидуальному предпринимателю, допустившему проникновение постороннего лица туда, где тому находиться не положено.
Важно отметить и то, что помимо способов общественного контроля, перечисленных в статье 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», общественные объединения не вправе применять никакие иные методы воздействия. Так, некоторые «контролеры-народники» в ходе своей деятельности активно проводят так называемые контрольные (проверочные) закупки, в том числе, привлекая к участию в данных мероприятиях несовершеннолетних лиц. Особенно это распространено при «ловле на живца» торговцев алкогольной продукцией.
Подобная практика – есть грубейшее нарушение действующего законодательства. Во-первых, законодательство предоставляет полномочия по проведению контрольных закупок лишь государственным органам, и то лишь при наличии конкретных оснований и с соблюдением установленной процедуры. К таким органам, в частности, относятся: Роспотребнадзор, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (прежде всего МВД), налоговые органы, а с января 2017 года – также и органы государственного надзора и контроля, деятельность которых относится к сфере регулирования Федерального закона № 294-ФЗ.
Но даже перечисленным органам, исходя из смысла статьи 17 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», запрещается привлекать к контрольной закупке несовершеннолетних лиц.
Что же касается общественных объединений, то они вообще не имеют права проводить контрольные закупки. Если информация, направленная в компетентные органы по результатам такого рейда, послужила основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности, налицо основания для обжалования наложенного взыскания.
И ещё: представители общественных объединений ни под каким предлогом не вправе требовать с проверяемого денег.
Еще древние римляне говорили: «незнание закона не освобождает от ответственности». «А знание – освобождает», - добавляют наши современники. Все, что нужно, чтобы обезопасить себя от неправомерных действий всевозможных «активистов» - грамотные, основанные на законе контраргументы против их злоупотреблений. И помните: «ревизорро» всегда будут «кошмарить» Вас ровно настолько, насколько Вы сами им это позволите.
Дмитрий Васильев,
юрисконсульт ГК «Аваль»
Актуальность информации уточняйте у специалистов ГК АВАЛЬ по телефону (343) 222-10-20
Сопутствующие услуги ГК "Аваль"