С 30 января 2021 закреплена обязанность банков сообщать клиентам о дате и причинах отказа в проведении операций
В наше время участились случаи, когда банки отказывают своим клиентам, как физическим, так и юридическим лицам в проведении операций по счету (например, крупного платежа по сделке). Происходит это потому, что служба безопасности банка посчитала платеж «подозрительным». Как правило, свой отказ банк абсолютно никак не аргументирует, и не обосновывает. В этом случае потребитель банковских услуг, получивший отказ по банковской операции, находясь в полном неведении, не знает, что делать дальше, как осуществить операцию.
В 2019 году Центральный Банк России рекомендовал банкам и банковским организациям сообщать своим клиентам о причинах отказа. Однако все осталось на уровне рекомендаций, и на практике банки продолжали отказывать в проведении операций без какого-либо обоснования.
Очевидно, что вопрос требовал законодательного урегулирования. И вот, 30.12.2020г. был принят Федеральный закон № 536-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Принятый закон направлен на исключение применения кредитными организациями права на отказ (без объяснения причин) в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций.
Законом закреплено положение, в соответствии с которым, кредитная организация обязана представить клиенту, которому отказано в проведении операции по счету, заключении договора банковского счета (вклада) или с которым договор банковского счета (вклада) расторгнут, информацию о дате и причинах принятия соответствующего решения, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения.
Указанные положения закона вступают в силу с 30.01.2021г. Это означает, что, начиная с 30.01.2021г. клиент (либо потенциальный клиент) банка, получивший необоснованный отказ в проведении операции по счету, в заключении договора банковского счета (вклада), может на законных основаниях потребовать от банка объяснения причин отказа.
В случае не соблюдения кредитной организацией обязанности по информированию лица о дате и причинах принятия соответствующего решения, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, можно предпринять следующие действия:
- обратиться с жалобой в головной офис банка (кредитной организации);
- обратиться с жалобой в Центральный банк РФ;
- обратиться с жалобой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ (для физических лиц);
- обратиться в суд с иском об оспаривании необоснованного отказа.
Юристы ООО ГК «Аваль» имея большой опыт в правовых спорах с банками и кредитными организациями, оперативно проконсультируют Вас по всем возникшим вопросам, помогут составить необходимые документы, а также представят Ваши интересы в суде и государственных органах.