Споры с налоговыми органами в суде, проверка контрагента
Налоговый орган установил факт осуществления деятельности ООО с высоким налоговым риском и занижение налоговой базы путем заявления налоговых вычетов по НДС. Как защититься?
Одной из распространенных проблем организаций-плательщиков НДС продолжает оставаться доказывание обоснованности расчета налоговых вычетов по НДС и отсутствие фактов занижения налоговой базы.
Какие меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить организации беспрепятственное получение налоговых вычетов по НДС от взаимоотношений с контрагентами?
По данному вопросу, Федеральной налоговой службой РФ разработана концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом №ММ-3-06/333 от 03.05.2007г. Концепция содержит тезисы, касающиеся непосредственно системы планирования выездных налоговых проверок. Комплексный анализ концепции, с учетом положений Налогового кодекса РФ, позволяет налогоплательщикам разработать и внедрить внутреннюю систему управления налоговым риском.
Так, при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя и/или его представителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
- существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Зачастую, досконально проверить контрагента не представляется возможным, ввиду его территориальной удаленности. В некоторых случаях, одна из сторон сделки, наиболее заинтересованная в ее совершении сознательно игнорирует проверку вышеперечисленных критериев, или проводит проверку поверхностно, что неизбежно приводит к печальным последствиям и разбирательствам с налоговыми органами. Именно поэтому правильная постановка процедуры оценки контрагента является ключевым фактором, обеспечивающим впоследствии отсутствие вопросов со стороны налоговых органов.
Стоит отметить, что судебная практика по таким ситуациям, в подавляющем большинстве случаев, не в пользу налогоплательщика. Анализ судебной практики позволяет также сделать вывод о том, что вышеперечисленные признаки деятельности с высоким налоговым риском не одинаковы по своей значимости, и суд каждый раз оценивает именно совокупность факторов в их взаимосвязи. Поэтому решающее значение имеет правильно подготовленная правовая позиция налогоплательщика.
Юристы ГК Аваль помогут Вам в спорной ситуации с налоговыми органами в суде, а также помогут выявить потенциальные риски по сделкам с новыми контрагентами.
Актуальность информации уточняйте у специалистов ГК АВАЛЬ по телефону (343) 222-10-20