Техосмотр по-новому
С 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В настоящее время в СМИ написано много публикаций на эту тему. К сожалению, информация в этих публикациях преподносится в очень сжатом виде, что создаёт почву для неверных слухов и может ввести в заблуждение многих автовладельцев. В данной статье вы найдёте для себя достоверную и правильную информацию, касающуюся прохождения техосмотра.
Окажем профессиональную помощь в любой ситуации, обращайтесь +7 (343) 222-10-20
Новый Федеральный закон призван исключить монополию органов ГИБДД на проведение обязательного техосмотра транспортных средств. Он устанавливает единую систему центров обязательного технического осмотра, порядок их аккредитации и деятельности. Именно эти центры должны будут проводить техосмотр и выдавать талоны обязательного технического осмотра. В качестве таких центров могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, независимо от формы собственности, прошедшие аккредитацию и получившие соответствующий аттестат.
Данный Закон содержит в себе принципиально новые положения, направленные на реформирование порядка и процедуры прохождения техосмотра. В частности новый Закон:
- не допускает совмещение в одном органе функций проведения обязательного техосмотра и контроля за его осуществлением. В настоящее время эти функции фактически соединены в системе МВД РФ;
- устанавливает ответственность операторов технического осмотра за выдачу талона технического осмотра, международного сертификата технического осмотра в отношении транспортного средства, не соответствующего обязательным требованиям безопасности транспортных средств;
- предусматривает право владельцев транспортных средств самостоятельно выбирать для прохождения техосмотра конкретный центр техосмотра независимо от места регистрации транспортного средства и места жительства его владельца.
Вместе с тем, наряду с прогрессивными положениями, Федеральный закон N 170-ФЗ содержит в себе немало существенных пробелов и недостатков, которые на первых порах создадут трудности при его применении.
Рассмотрим положения Федерального закона N 170-ФЗ более подробно.
Сфера действия Федерального закона
Действие Закона распространяется на: транспортные средства, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт и максимальная конструктивная скорость которых составляет более 50 километров в час, а также прицепы к ним, за исключением прицепов к транспортным средствам, принадлежащим физическим лицам и имеющим разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн (ч. 2 ст. 2, ч. 4 ст. 32 ФЗ N 170-ФЗ).
Сроки прохождения техосмотра
Техосмотр будет проводиться со следующей периодичностью:
1) каждые 6 месяцев в отношении:
а) легковых такси;
б) автобусов;
в) грузовых автомобилей, предназначенных и оборудованных для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем 8 (за исключением места для водителя);
г) специализированных транспортных средств и прицепов к ним, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов;
2) каждые 12 месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло более чем 7 лет, включая год их выпуска в обращение:
а) легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3,5 тонн;
б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3,5 тонн;
в) прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3,5 тонн;
г) мототранспортные средства;
3) каждые 12 месяцев в отношении:
а) грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых составляет более 3,5 тонн;
б) транспортных средств, оборудованных в соответствии с законодательством РФ устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
в) учебных транспортных средств;
4) каждые 24 месяца в отношении следующих транспортных средств, с года выпуска в обращение которых прошло от 3 до 7 лет, включая год их выпуска в обращение:
а) легковые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3,5 тонн;
б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3,5 тонн;
в) прицепы и полуприцепы, разрешенная максимальная масса которых составляет до 3,5 тонн;
г) мототранспортные средства.
Сроки, указанные выше, могут быть сокращены по желанию самих автовладельцев (ч. 6 ст. 15 ФЗ N 170-ФЗ).
При этом не потребуется проведение техосмотра в отношении транспортных средств в первые 3 года их выпуска в обращение, за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 1 и 3 (ч. 2 ст. 15 ФЗ N 170-ФЗ).
Последнее предложение мною выделено не случайно. Во многих публикациях, которыми забит Интернет, даётся неполная информация. Пишут о том, что новые автомобили в первые 3 года их выпуска в обращение не подлежат техосмотру. При этом упускают внимание на предусмотренные Законом исключения.
Транспортные средства, указанные в пунктах 1 и 3 будут подлежать обязательному техосмотру, даже в первые три года их выпуска в обращение.
Частью 5 ст. 15 Федерального закона предусмотрена обязанность автовладельцев пройти техосмотр в течение срока действия талона технического осмотра или международного сертификата технического осмотра. Однако, какова будет санкция за нарушение данного требования, новый Федеральный закон умалчивает.
Оформление полиса ОСАГО
Теперь договор об ОСАГО автовладельцы смогут заключить только после прохождения техосмотра. Раньше было всё наоборот: сначала ОСАГО, потом техосмотр. Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 16 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и п. 3 ст. 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Инспекторы ГИБДД будут проверят только наличие данного страхового полиса.
При этом на момент оформления ОСАГО талон техосмотра должен еще действовать не менее 6 месяцев. Если срок действия талона истекает через 6 месяцев и менее, то для того, чтобы новому автовладельцу оформить полис ОСАГО, ему понадобиться, сперва, пройти техосмотр (ч. 2 ст. 20 ФЗ N 170-ФЗ).
Не имея полис ОСАГО, автовладелец не сможет поставить автомашину на учёт.
Таким образом, законодатель закрепил следующую последовательность действий: техосмотр --- ОСАГО --- регистрация ТС.
Следует обратить внимание на грубую техническую ошибку, содержащуюся в пп. «г» ч. 3 ст. 29 Федерального закона, которым в статью 15 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" дополняется п. 6.1 следующего содержания «Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования».
По смыслу должно быть менее чем за шесть месяцев. Надеемся, что в ближайшее время законодатель подредактирует текст нового Закона.
Плата за техосмотр
Методика расчета предельного размера платы за проведение технического осмотра будет утверждается Федеральной службой по тарифам России.
В ближайшее время будет издано Постановление Правительства РФ, которым в п. 5.2.1 Положения о ФСТ России будет включено полномочие по утверждению методики по расчету предельного размера платы за проведение технического осмотра.
В настоящее время на сайте ФСТ России уже опубликован проект Методики по расчету предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств. С данным проектом можно ознакомиться у нас на сайте, перейдя по ссылке.
Предельный размер платы для каждого региона страны будет устанавливаться соответствующим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (в Свердловской области таким органом является Региональная энергетическая комиссия по Свердловской области).
Что касается расценок настоящих и ожидаемых, то стоимость государственного техосмотра колеблется от 400 до 1300 рублей в зависимости от типа ТС и региона страны.
О ценах в Екатеринбурге можно узнать в Постановлении РЭК Свердловской области от 16.06.2010 N 73-ПК (в ред. от 23.03.2011), которое вы также можете найти у нас на сайте, перейдя по ссылке.
Не секрет, что многие водители проходят техосмотр нелегально. Стоимость такого «техосмотра» колеблется от 1500 до 3000 рублей. Ожидается, что стоимость прохождения техосмотра у операторов будет такой же.
Если транспортное средство признано неисправным, то оно подлежит повторному техническому осмотру, за который будет также взиматься плата.
При повтором техосмотре проверка проводится только в отношении показателей, которые были признаны не соответствующими обязательным требованиям безопасности транспортных средств при предыдущем техосмотре.
Размер платы за повторный техосмотр будет определяться объемом выполненных работ, но не выше стоимости первичного техосмотра.
При этом, техосмотр будет являться повторным, если:
1. он проводится у того же оператора, что и предыдущий;
2. с момента первичного техосмотра прошло не более 20 дней (ч. 2 ст. 18 ФЗ N 170-ФЗ).
При несоблюдении хотя бы одного из вышеназванных условий, техосмотр будет проводиться как первичный, то есть в полном объёме и за полную стоимость.
По мнению комитета Совета Федерации по промышленной политике взимание платы за повторный технический осмотр может привести к злоупотреблениям со стороны операторов, так как они будут заинтересованы в его проведении для получения дополнительной прибыли, тем более что автовладелец вынужден будет вернуться именно в их пункт технического осмотра, чтобы не платить за полный осмотр.
Условия проведения технического осмотра
Отныне техосмотр можно будет пройти у любого оператора независимо от места регистрации транспортного средства. При этом представить транспортное средство непосредственно в пункт технического осмотра сможет не только его владелец, но и любое лицо по доверенности, оформленной в простой письменной форме (ч. 1 ст. 17 ФЗ N 170-ФЗ).
Для прохождения техосмотра нужно будет предоставить всего два документа:
1) документ, удостоверяющий личность (если представитель, то ещё и доверенность);
2) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
Оператор технического осмотра не вправе требовать от владельца транспортного средства или его представителя представления других документов.
Диагностическая карта, талон, международный сертификат
В ходе проведения техосмотра оператором составляется диагностическая карта, которая должна содержать перечень обнаруженных неисправностей и заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства.
Диагностическая карта составляется в двух экземплярах, один выдается автовладельцу (его представителю), другой хранится у оператора в течение не менее чем три года. Срок действия диагностической карты равен сроку действия выданных на ее основе талона технического осмотра и (или) международного сертификата технического осмотра (ч. 3 ст. 19 ФЗ N 170-ФЗ).
В результате проведения технического осмотра выдается талон технического осмотра или международный сертификат технического осмотра.
В случае утери талона, диагностической карты, можно будет получить их дубликат у любого оператора, независимо от того, каким оператором выдавался данный документ. Дубликат талона технического осмотра или диагностической карты выдается заявителю в день обращения.
Дубликат международного сертификата технического осмотра выдаваться не будет.
За выдачу талона техосмотра (международного сертификата) размер пошлины останется прежним – 300 рублей.
Аккредитация операторов технического осмотра
Аккредитацией операторов техосмотра займётся всем известный Российский союз автостраховщиков (РСА). В настоящее время в РСА создано Управление по организации технического осмотра и аккредитации. Именно оно займётся аккредитацией. Возглавил Управление Сергей Духанин.
РСК обязано обеспечить возможность аккредитации заявителей не позднее 1 января 2012 года (ч. 6 ст. 32 ФЗ N 170-ФЗ).
Для аккредитации необходимо:
1) наличие на праве собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), соответствующих установленным основным техническим характеристикам и входящих в утвержденный перечень;
2) наличие в штате не менее одного технического эксперта;
3) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах.
Лицо, желающее пройти аккредитацию, должно направить в РСА заявление о предоставлении аттестата аккредитации и необходимый пакет документов, подтверждающих соответствие вышеназванным требованиям.
Перечень документов необходимый для аккредитации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Основанием отказа в аккредитации является:
1) наличие в представленных заявителем заявлении о предоставлении аттестата аккредитации и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) установленное при проведении документарной проверки несоответствие заявителя требованиям аккредитации.
Аттестат аккредитации действует бессрочно.
Аккредитация в сфере технического осмотра осуществляется на платной основе. Размер платы за аккредитацию в сфере технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила аккредитации будут разработаны и утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ответственность операторов технического осмотра
В силу ч. 2 ст. 24 нового Федерального закона если после прохождения техосмотра произойдёт ДТП по причине неисправностей транспортного средства, которые не были выявлены оператором техосмотра либо такие неисправности были выявлены, но сведения о них не были внесены в диагностическую карту, то оператор технического осмотра должен возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца транспортного средства либо третьих лиц.
При этом потерпевшие по-прежнему могут обратиться в страховую компанию с целью выплаты им страхового возмещения. В этом случае страховщик, который произвёл выплату потерпевшим, имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к оператору технического осмотра, выдавшему оригинал талона технического осмотра, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена в момент проведения этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.
Соответствующие дополнения будут внесены в ст. 14 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Таким образом, теперь по искам о возмещении ущерба, причинённого в результате ДТП, можно будет заявлять сразу троих ответчиков: страховую компанию виновника, самого виновника ДТП и оператора технического осмотра.
Лицо, предъявившее требование к оператору технического осмотра, должно будет доказать, что ДТП произошло именно из-за неисправности ТС, существовавшей в момент прохождения техосмотра, для чего потребуется проведение экспертизы.
Осуществление контроля
Контроль за операторами технического осмотра будут осуществлять Российский союз автостраховщиков.
Контроль будет проводиться в форме документарной и выездной проверки.
Срок документарной проверки - 10 дней.
Срок выездной проверки – 5 дней.
Порядок проверки и решения принимаемые по итогам её проведения будет установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае аннулирования аттестата аккредитации оператор обязан будет сдать РСА неиспользованные бланки талонов (сертификатов). А при их не сдаче, номера этих талонов (сертификатов) будут отмечены в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра как недействительные.
Над самим РСА контроль будет осуществлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, куда можно будет писать жалобы в случае необоснованного отказа в аккредитации либо аннулирования аттестата аккредитации.
Административная ответственность
На радость водителям штраф за не пройденный техосмотр отменят, но не для всех. Штраф от 500 до 800 рублей по-прежнему сохранится в отношении водителей:
а) легковых такси;
б) автобусов;
в) грузовых автомобилей, предназначенных и оборудованных для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем 8 (за исключением места для водителя);
г) специализированных транспортных средств и прицепов к ним, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов.
При этом в КоАП РФ появится новая статья 14.4.1 «Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств», согласно которой за:
1. осуществление аккредитации операторов технического осмотра с нарушением требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств -
штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей;
2. непредставление сведений, необходимых для ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, -
штраф на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.
Переходный период. Кто вправе проводить техосмотр?
С 1 января 2012 года до 1 января 2014 года техосмотр можно будет проходить по старинке (государственный техосмотр) либо по новому – у операторов технического осмотра.
При этом по прежнему можно будет пройти техосмотр у лиц, прошедших конкурсный отбор на право проведения государственного технического осмотра транспортных средств и имеющих соответствующие договоры с подразделениями МВД РФ.
До 1 января 2012 года такие лица должны подать в РСК заявления о включении их в реестр операторов технического осмотра. После сверки заявлений со сведениями, предоставленными МВД РФ, РСК незамедлительно включает указанных лиц в реестр операторов технического осмотра.
До 1 января 2014 года лица, включённые в реестр, обязаны будут пройти аккредитацию в установленном порядке.
Таким образом, в переходный период автовладельцы смогут самостоятельно выбирать место проведения технического осмотра.
После 1 января 2014 года функции по техосмотру передадут только операторам технического осмотра.
Талоны о прохождении государственного техосмотра транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн, прицепов и полуприцепов, имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн и не используемых для оказания услуг по перевозкам, и мототранспортных средств, срок действия которых истек или истекает в 2011 году, продлеваются до момента истечения срока действия договоров ОСАГО владельцев транспортных средств в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012 года (ч. 3 ст. 32 ФЗ N 170-ФЗ).
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Как бы не относились к новому Закону автомобилисты, истинным остаётся то, что техосмотр в своём нынешнем виде давно изжил себя как процедура, способствующая безопасности дорожного движения, предотвращению или выявлению угонов автомобилей или достижению каких-либо иных полезных целей. Напротив, сегодняшний техосмотр является пустой формальностью, что совсем неудивительно в условиях коррупции и полной бесконтрольности должностных лиц, участвующих в организации и проведении техосмотра.
После такого «техосмотра» нет никаких гарантий, что на дороге будет использоваться действительно исправный и безопасный автомобиль. Тем более, что должностные лица, выдающие талон, никак не отвечают за последующее техническое состояние машины.
Юрисконсульт
ООО Группа Компаний «АВАЛЬ»
Лебеденко Николай
Узнать больше о юридических услугах ГК «АВАЛЬ».
Актуальность информации уточняйте у специалистов ГК АВАЛЬ по телефону (343) 222-10-20